Конкурентные способы закупки
Электронный аукцион
Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:
- заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
- при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.
Запрос котировок
Для объявления запроса котировок тоже есть свой перечень подходящих случаев. Среди них можно выделить:
- осуществление закупок из правительственного Перечня ТРУ для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который утверждён Распоряжением Правительства от 30 сентября 2013 года № 1765-р;
- проведение закупок из правительственного Перечня ТРУ, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы;
- размер НМЦК не превышает 500 тысяч рублей;
- совокупный годовой объём закупок через котировки не превышает 100 миллионов рублей в год и 10% от размера средств всех закупок.
При проведении электронного запроса котировок обоснование будет таким же, что и для «бумажного» варианта.
Открытый конкурс
Обоснованием для открытого конкурса будут служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий.
Конкурс с ограниченным участием
В этом случае обоснованием может быть необходимость проведения конкурса в соответствии с Перечнем ТРУ технической и/или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утверждён Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99).
Двухэтапный конкурс
Данный вид конкурса заказчик устраивает, если одновременно соблюдаются следующие условия, которые также могут служить обоснованием:
- целью организации конкурса является проведение научно-исследовательских и проектных работ или экспериментов;
- в целях уточнения характеристик закупочного объекта требуется провести обсуждение.
Конкурсные процедуры в электронном формате
Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.
Закрытые конкурсные процедуры
Согласно ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.
Электронные закрытые торги
Согласно ч. 2 ст. 84.1 Федерального закона № 44-Ф, закрытые торги в электронном формате проводятся в тех же случаях, что и стандартные закрытые процедуры. Кроме того, в статье 84.1 указано, что закрытые электронные торги могут проводиться правительственными организациями.
Запрос предложений
Осуществление закупки в данной форме заказчик вправе обосновать тем, что:
- закупка проводится для приобретения услуг по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
- целью проведения закупки является поставка спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- организация закупает лекарственные препараты по решению врачебной комиссии, изделия народных художественных промыслов или жилплощадь для детей-сирот (если жильё покупается у физических лиц);
- заказчик ранее принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и проводит закупку повторно;
- повторный конкурс был признан несостоявшимся (ч. 4 ст. 55 Федерального закона № 44-ФЗ).
Запрос предложений в электронной форме
Обоснования в данном случае могут быть такие же, что и для запроса в офлайн-формате. Кроме того, этот способ отбора поставщика можно выбрать, если был признан несостоявшимся проведённый ранее:
- электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ);
- электронный конкурс (открытый, двухэтапный или с ограниченным участием).