Опалубка для дорожек как прямых, так и замысловато изгибающихся | Больше Строим!

Опалубка для дорожек как прямых, так и замысловато изгибающихся

Опалубка для дорожек как прямых, так и замысловато изгибающихся

1 Опалубка для дорожек – варианты, возможности, ограничения

Наконец-то удалось приобрести подходящий во всех отношениях участок за городом, начать строительство дома и хозяйственных построек, а также заняться благоустройством территории в целом. Неважно, будет ли здесь в будущем место для сезонных заездов всей семьей или постоянное жилье, главное – создать уют не только в доме, но и на участке. А значит, помимо посадки деревьев и цветов, стоит подумать о том, где будут пролегать дорожки, и какое у них будет покрытие. Но будем последовательными, прежде всего нами должна быть выбрана подходящая опалубка для дорожек. Кроме того, для разметки, а впоследствии для надежной фиксации ограничителей полотна дорожки необходимы колья длиной до 50 сантиметров, а также полосы пластика для формирования температурных швов.
Учитывая, что опалубка должна быть прочной, способной выдержать давление залитого в нее слоя бетона, делать ограничительные щиты для формирования дорожки из тонкого пластика не рекомендуется. Поэтому самый простой вариант – обычные доски. Древесину подбирайте мягкую, не толще 25 миллиметров, для того, чтобы можно было создавать плавные изгибы, твердые доски скорее сломаются, чем согнутся. Для того чтобы слегка изогнуть толстую доску, потребуются поперечные надпилы (на половину толщины доски) в нескольких местах, с интервалом около 12-15 сантиметров. Фиксирующие колышки лучше всего прибивать к деревянной опалубке во избежание ее смещения. Чем тоньше доски, тем больше для их фиксации в положении «на ребре» потребуется колышков. Существуют и иные виды опалубки, например, сборная, подобно конструктору, металлическая опалубка  из стальных полос, которые могут быть как гибкими (для изгибающихся вариантов дорожек), так и жесткими. Также можно приобрести готовые формы для укладки дорожного бетонного покрытия.

2 Опалубка для тротуарной плитки – разметка и все, что из нее вытекает

От естественных протоптанных троп на вашем участке лучше отказаться сразу, в сезон дождей и в период таяния снега грязь будет непролазная, поэтому останавливаемся на таких материалах, как бетон, асфальт, плитка, натуральный или искусственный камень и (не удивляйтесь) дерево. Выбирайте любой материал, независимо от ваших предпочтений разметка дорожки всегда выполняется по одному и тому же принципу, будь то опалубка для тротуарной плитки или для обычной заливки бетоном. По правилам, необходимо для начала составить топографический план участка на миллиметровой бумаге, нарисовав на нем контуры будущих дорожек. Затем по участку в том месте, где предполагается прокладывать дорожки, натягиваем два шнура, под прямым углом друг к другу с общей исходящей точкой (вбитый колышек). Это у нас будет своего рода шкала координат, от «нулевой отметки» начинаем отсчитывать равные интервалы по обоим шнурам, расчертив площадку, очерченную ими, на квадраты. Теперь можно смело переносить с плана на участок рисунок дорожки, отмечая его на земле колышками, соединенными шнурами. Можно и проще, «на глазок», но точность при соблюдении ширины дорожки будет не та.
Далее рекомендуется снять растительный слой по ограниченной колышками полосе, иными словами, срезать дерн, который можно в дальнейшем применить при формировании ландшафта. Освободив землю от растительного покрова, и получив заодно неглубокую траншею, укладываем на ее дно геотекстиль, а на него насыпаем песок слоем до половины заглубления. Смачиваем песчаную подушку и трамбуем виброплитой или ручным катком. Насыпаем тонкий слой мелкого щебня, на него вровень с землей песок и снова трамбуем, регулярно смачивая поверхность нашей подложки для дорожки. Устанавливаем опалубку, используя разметочные колышки и добавляя новые при необходимости. Теперь можно переходить непосредственно к заливке дорожного покрытия, за основу берем бетон, как наиболее легко изготавливаемый материал (с асфальтом возни не в пример больше).

3 Работа с опалубкой до момента готовности дорожки

Даже после того, как ограниченное досками или иными оградительными щитами пространство залито бетоном, до момента, когда произойдет снятие опалубки, еще очень далеко. Рассмотрим все варианты, и как уж сложилось, первыми будут доски. Неважно, прямая ли как стрела дорожка, или петляет между возвышенностями, которыми вполне может изобиловать участок, обязательно следует учитывать необходимость уклона покрытия для стока дождевой или талой воды. Идеальным будет перепад в 1 сантиметр на 1 метр ширины дорожки. Чтобы бетон не растрескался, через каждые полтора метра рекомендуется создавать деформационные швы разделителем из тонкого пластика, который устанавливается заподлицо с опалубкой (можно использовать сайдинг).
Если по застывании бетона вы рассчитываете удалить разделители, смажьте их предварительно солидолом или чем-нибудь подобным. Впрочем, можно оставить разделитель в бетоне, без каких-либо последствий.
Если вы задумали укладывать дорожку из камня, насыпьте в опалубку сухую бетонную смесь и уложите в нее булыжники, после чего полейте водой. Камни останутся чистыми, а увлажненный состав вскоре схватится, крепко прихватив брусчатку. Точно также можно укладывать плитку. Собственно, и непосредственно бетон можно превратить в имитацию мощения дорожки. Достаточно через сутки, когда смесь уже достаточно затвердеет, прочертить ровные канавки в поверхности покрытия. Со временем углубления забьются грунтом, и создастся впечатление, что на дорожке уложены отдельные плиты.
Точно такого же эффекта можно добиться с помощью специальной готовой формы для заливки дорожки бетоном. Это своего рода готовая неразборная опалубка с несколькими перемычками, разделяющими пространство внутри формы на ячейки правильной формы. Уложенное и залитое бетонной смесью, данное приспособление как бы формирует плитку непосредственно на дорожке. В отличие от обычной опалубки, которая разбирается не ранее, чем на пятый день, форма поднимается со слегка застывшего бетона уже через 20-30 минут, после чего укладывается рядом, и процесс заливки повторяется. Как видите, вариантов создания дорожки множество, но без опалубки ни в одном случае не обойтись.